MOBICON//2016

MobiСon 2016: Как это было

Шахзод Мухтаров
Репортёр
Прошедшая неделя запомнилась в деловых кругах Ташкента масштабной конференцией MobiCon. 20 спикеров из шести стран, море экспертной информации, нетворкинг, обсуждение мировых и локальных бизнес-тенденций, новые идеи — вот как кратко можно охарактеризовать MobiCon//2016.
Конференция проходила в двух залах гостиницы International Hotel Tashkent: «Амир Темур» и «Хрустальный». Мой коллега Тимур Абдулин освещал выступления спикеров из зала «Амира Темура», мне довелось соучаствовать на мероприятиях «Хрустального».

Про вводную часть, выступления Дильшода Музаффарова, Виктора Елисеева и Эндрю Чахояна подробно написал Тимур. Я же перейду к освещению событий, развернувшихся на первом этаже — в зале «Хрустальном». Итак, приступим.

Личный опыт создания и продвижения мобильной игры

Первым предстал перед народом Акмаль Салихов, сооснователь студии Koozmeech. Он рассказал об опыте создания и продвижения игры Koozmeech в России и странах СНГ. Опустим подробности игры, с её функционалом желающие могут ознакомиться на официальном сайте koozmeech.ru.
Акмаль Салихов, сооснователь студии Koozmeech
Что касается практического опыта и подводных камней в разработке и продвижении, то команде видимо пришлось нелегко.

«Изначально мы планировали разработать и запустить игру за месяц. На деле затратили месяцев семь. Вообще, на разработку игры нужно выделять порядка 2-4 месяцев» – поделился опытом Акмаль.

Также им была затронута тема монетизации игры. Большинство мобильных игр на Play Market и App Store бесплатные. Разработчики окупают свои творения другими способами. В случае «Кузьмича» — это продажа игровых товаров, увеличивающих функционал и возможности игрока, а также показ мотивированной рекламы. По словам Акмаля, среднее количество скачиваний игры порядка 1000 в день.
Мобильный маркетинг и Big Data

«Мобильные операторы знают о вас больше, чем Facebook, поисковые системы и даже ваша бабушка» – таков был посыл Рустама Хамдамова, менеджера секции разработки продуктов В2С в Ucell.

Сотовые операторы действительно обрабатывают громадные объёмы информации о пользователях: паспортные данные, адреса входящих и исходящих звонков, SMS, мобильный интернет, данные геолокаций. Можно сказать, что мобильный оператор знает очень многое о своём абоненте.

Рустам Хамдамов, менеджер секции разработки продуктов В2С в Ucell
В своей презентации Рустам отметил типичные проблемы традиционной рекламы, такие как дороговизна, неточные инструменты отслеживания эффективности и отсутствие персонализации.

После чего, Рустам представил новое решение оператора – точечная SMS-рассылка у которой цена касания клиента на порядок ниже, чем у традиционной рекламы, есть возможность запускать небольшие по стоимости рассылки, имеется детализированная персонализация на основе обрабатываемой Ucell информации об абонентах и инструменты контроля эффективности.

Как уверяет Рустам, компания не передаёт напрямую информацию о своих абонентах, а также пользователи получают рассылку только в том случае, если они на неё подписались.
Как найти новых клиентов в мобайле и монетизировать свой сайт

В начале своего выступления Никита Фоминов, руководитель мобильных проектов Yandex привёл интересную статистику, согласно которой более половины интернет-пользователей заходят в Сеть через мобильные устройства, по Узбекистану этот показатель составил – 57%.
Далее речь пошла о мобильных приложениях и мобильных версиях сайта. Никита рекомендует создавать приложение для своего бизнеса только в том случае, если клиент контактирует с бизнесом чаще одного раза в неделю. Если реже, то достаточно создать качественную мобильную версию сайта.

Дополнительно был поднят вопрос о контекстной рекламе на мобильных устройствах: в чём её особенности, как грамотно настраивать и как привлекать клиентов через неё. Тема была интересна не только рекламодателям, но и партнерам сервисов контекстной рекламы, так как давались рекомендации по правильному размещению рекламных блоков контекстной рекламы на своём ресурсе.
Сергей Шевченко, руководитель компании Webnow
Продвижение мобильных приложений

Сергей Шевченко, руководитель компании Webnow в своей презентации рассказал о правилах оформления и размещения приложений в Play Market и App Store. А также о платных и бесплатных методах продвижения приложения: контекстная и таргетированная реклама, обзоры на сайтах, мобильные баннерные сети, реклама в пабликах, мотивированный трафик, немотивированные установки и др.
Создание мобильных игр. От идеи до продажи

Максим Шиков, руководитель Pizza Game поделился опытом разработки и продвижения мобильных игр. Также была показана «внутренняя кухня» разработок. "Ещё до начала разработки игры вы должны знать, кому и как будете её продавать,"- считает Максим Шиков.

Максим дал несколько рекомендаций для инвесторов и разработчиков мобильных игр:

«Добавляйте сразу несколько языков. Вы не можете заранее знать, где «выстрелит» ваша игра. В нашей практике было так, что мы разрабатывали игру изначально на российский сектор, а она понравилась жителям Мексики. Чтобы выйти на них всего-то нужно было добавить испанский язык. Сейчас мы создаем игры с переводом на 23 языка.
Максим Шиков, руководитель Pizza Game
Расходы на разработку и продвижение мобильной игры будут следующими. Допустим, вы создали игру за $10 000. На продвижение, исправление ошибок потребуется выделить еще $30 000. Разработка и заливка игры в магазины приложений – это только начало дела, а не конечный результат,»- считает Максим.
Как сделать стартап в 2017 году: ведущие тенденции Кремниевой Долины и мировые тренды

Конкуренция на международной арене «дикая», считает Макс Гурвиц, руководитель международного акселератора стартапов Cross Border Angels

Если раньше стартапы пытались сразу выйти на мировой рынок, то сейчас нужно идти в обратном направлении. Следует брать успешные бизнес-модели, показавшие свою работоспособность на больших рынках и адаптировать их под локальные.
Инвесторы всё чаще вкладывают средства в «тяжелые» IT-проекты, предназначенные для технического усиления бизнеса. В качестве примера Макс привёл системы искусственного интеллекта. Нынче инвесторы заинтересованы в технологических проектах для B2B рынка.
Приоритеты крупнейших инвесторов в стартапы изменились. Если раньше была мода на относительно простые IT продукты для конечных пользователей типа социальных сетей, то сейчас востребованы другие проекты.

Инвесторы всё чаще вкладывают средства в «тяжелые» IT-проекты, предназначенные для технического усиления бизнеса. В качестве примера Макс привёл системы искусственного интеллекта. Нынче инвесторы заинтересованы в технологических проектах для B2B рынка.

Профессиональные кадры – это ядро для роста проекта. После того, как стартап прошёл этап тестирования и показал свою жизнеспособность, необходимо активно расти. А такой рост невозможен без лучших экспертов в своём деле. Поэтому действия умного руководителя должны быть направлены на привлечение таких специалистов.
Азиз Рахимов, IT-консультант
UzRobot — монетизация в мессенджере Telegram

Азиз Рахимов представил удобный бот для Telegram, помогающий в совершении покупок. UzRobot выступает в качестве посредника между покупателем и поставщиком товаров и услуг. Его особенность в том, что он «ненавязчивый» – запускается по запросу пользователя и взаимодействует со множеством сервисов.
На фото Сергей Сердюков, учредитель SMM-агентства UFOX
Алексей Купреев и Сергей Сердюков, учредители SMM-агентства UFOX

Презентация этих белорусских парней, наверное, была самой эмоционально насыщенной! Все началось с «разогрева» аудитории.

Дальше в живой и интересной манере Алексей и Сергей рассказали об особенностях поведения пользователей мобильных устройств и десктопов. И как с учётом этих особенностей продвигаться в мобайле. А также о том, какую ценность представляют мессенджеры для маркетинга и продаж.
Виртуальные терминалы и MPOS системы для мобильных платежей

Бехзод Ботиров, сооснователь платежной системы UPAY в своём выступлении обозначил проблемы, предложил их решение в виде электронного продукта и дал занимательную статистику. Обо всём по порядку. Проблема касалась кассового обслуживания владельцев банковских карточек для бизнеса, а именно:

– Относительно высокая стоимость терминала для проведения оплаты
– Относительно высокая стоимость ежемесячного обслуживания терминала для бизнеса
– Обязательства по объему ежемесячных транзакций для бизнеса
– Малое количество официальных ремонтных служб для починки терминала

Бехзод привёл следующую официальную статистику по стране. В Узбекистане более 16,3 млн активных банковских карточек. А терминалов для их обслуживания действует всего 180 тыс. т.е. каждый терминал в среднем обслуживает по 90 пользователей. По словам Бехзода, количество установленных терминалов маленькое из-за обозначенных выше особенностей.

Для решения проблем UPAY предлагает использовать mPOS терминалы. Работают mPOS терминалы очень просто. К мобильному устройству через разъём 3,5 мм mini-jack подключается ридер для считывания данных с банковской карты. Эти данные поступают в мобильное приложение банка, которое установлено на мобильном устройстве с ридером. Далее идёт обмен информацией о платеже между мобильным устройством и банком в режиме онлайн.

Для работы системы нужен доступ к интернет. Требования к соединению невысокие. mPOS может работать даже с 2G сетями. Т.е. оплату по карточке можно проводить в любом месте, достаточно подключиться к сети.

С использованием mPOS решаются все перечисленные ранее проблемы:

– mPOS доступные. Их стоимость варьируется в пределах $10-25 в зависимости от модификации
– За обслуживание взимается только небольшой процент от 0,5% за проведенный платеж
– Нет обязательств по объёму ежемесячных транзакций
– Устройство достаточно простое, починить его можно в UPAY или поменять на другой mPOS

Такое устройство может заинтересовать представителей торговли, в т.ч. интернет-магазинов, курьеры которых смогут получать оплату сразу при доставке товара.

Выступление Бехзода Ботирова было последним в «Хрустальном Зале».
Made on
Tilda