16/02/2017 | ЧИТАТЬ 7 МИНУТ

Евгений Скляревский о туризме и отсутствии пиара

Туристическая привлекательность страны начинается с экранов смартфонов, где-то
далеко-далеко, за сотнями километров от Узбекистана. А точнее, она начинается с грамотного пиара, которого так не хватает нашему туризму. Евгений Скляревский порассуждал на тему того, как вкусная подача контента, приправленная захватывающими легендами способна преобразить туристическую отрасль.
Персия, Персия – фруктовый рай,
Персидские персики, зеленый чай,
Если я, если я, родился здесь,
Персия, Персия – страна чудес!

— Поют Сергей и Татьяна Никитина в сказке «Али-Баба и сорок разбойников». Очень жаль, что про Персию, а не про Узбекистан. У нас же стоит задача привлечь туристов, а для этого, говоря языком чиновников, поднять туристическую привлекательность Узбекистана. И здесь, наряду с памятниками старины и кушаниями велика роль мифов, легенд и сказок. И не просто рассказывать сказки и предания, а предложить туристам самим поучаствовать в таинственном спектакле.

Вообще-то речь пойдет о мобильных приложениях для туристов. С трудом, но количество их растёт, есть расписания поездов и самолётов, есть покупка билетов (правда, не ясно, как они продаются иностранцам?), Beeline запустил виртуальный гид по архитектурным памятникам Узбекистана.
Наверняка есть или появятся приложения с выбором гостиниц, с маршрутами по городам, со справочными сведениями о разных объектах. Но достаточно ли всего этого информационного обрамления для притягивания потока туристов? Вряд ли.

Еще в детстве я читал и слышал про таинственное плато Пулатхан — что это инопланетный космодром с остатками кораблей. Что смельчаки, спускавшиеся в пещеру, выходили поседевшие от ужаса и не могли рассказать об увиденном там. Что именно на этом плато останавливался Осипов, похитивший золотой запас Туркестана и убегающий от большевиков после подавления мятежа. Золото, кстати, так и не нашли. Пусть, это легенды, пусть нет (пока нет) никакого золота, пусть остатки инопланетного корабля — это заборник дождя от метеостанции, дело же не в этом. А в том, что нам нужны туристы.
При грамотном пиаре потянутся толпами на это плато. А если еще в пещере подсветку сделать и таинственные каменные знаки выложить… И побольше статей от уфологов о замеченных тут аномалиях. Да я бы первый не выдержал и полез бы на плато со счётчиком Гейгера. Как в притче про Насреддина Афанди, который, шутя, сказал соседям, что в соседнем кишлаке всех угощают пловом, а видя, что все побежали и сам пустился за ними.

Друзья напомнили, кстати, что в долине реки, протекающей через Кумышкан, разбросаны огромные красноватые валуны. Фарида Сабитова, организатор поездок в горы, сообщила, что женщины, желающие забеременеть, должны посидеть на таком валуне, после чего вся группа путешественников уселась на них. Может, и есть основание для рецепта: камни хорошо нагреваются солнцем и держат тепло почти всю ночь, а ионы железа и кристаллы кварца наверняка полезны. Представляете поток паломников на эти камни? Причем, всё честно, никакого обмана, можно даже собирать свидетельство дам, которым эти камни помогли.

Ташкентцам повезло — у нас есть Борис Анатольевич Голендер, хранитель бесчисленных легенд. Например, про покровителя пастухов Чопон-ота — известны несколько мавзолеев, в которых он, якобы, похоронен. Или рассказы про архитектуру русского Ташкента 19 века — привлекут гостей-туристов не меньше, чем постройки 14 – 15 веков.

Обсерватория Зайнуддина-бобо тоже ведь легенда, просто отверстие в полу для подвальной комнаты сделано так, чтобы в неё попадал свет от отверстия в потолке. Но это звучит не так красиво, как «первая обсерватория» с якобы расчётом момента летнего солнцестояния. Пусть, разве плохо, особенно для любопытных туристов?

Надо генерировать легенды, собирать их, пиарить, заманивая туристов. Главное, делать это искренне, талантливо, ненавязчиво, самим веря в эти байки. Как например, Саша Иванюженко писала цикл сказок про дэвов. А Бахтиёр Насимов проводил конкурс рассказов «Правый кавуш Ходжи Насреддина».

Кто-то неравнодушный должен собрать для начала хотя бы все легенды вместе. На сайте или в мобильном приложении. Ждём

Made on
Tilda