20/03/2017 | ЧИТАТЬ 7 МИНУТ

Startup Mix #28: Клара Орен, официальный анонс USENET 2017, принципы работы Amazon и многое другое

Тимур Абдулин
Обозреватель
19 марта в Университете Инха состоялась 28 по счету встреча Startup Mix. В отличие от прошлых мероприятий, мартовский Startup Mix удивил необычным форматом: это был настоящий микс из выступлений экспертов, панельной дискуссии и полуторачасового семинара Клары Орен – основателя израильского бизнес-инкубатора L.N. Innovative Technologies. Но обо всём по порядку.
Онлайн-трансляция с Бобиром Акилхановым

Первое выступление состоялось в онлайн-формате с нашим соотечественником Бобиром Акилхановым – IT-предпринимателем, который специализируется на венчурных инвестициях. Последние три года Бобир живет и работает в США. В Узбекистане он инвестировал в такие проекты как ТЧК и ActiveCloud.

Отвечая на вопросы, Бобир отметил, что перед тем, как инвестировать в какой-либо проект в первую очередь смотрит на величину рынка. Вероятность успеха проекта во многом зависит именно от этого критерия. Например, в случае с ТЧК рынок был маленьким, поэтому проект не «выстрелил».

Если из десяти проектов два-три оказываются успешными, то это хороший показатель. А помимо рынка, важную роль играет не только идея, но и команда, а также личность основателя. 9 из 10 стартаперов проваливаются, а чтобы добиться действительно ощутимых успехов нужно работать не с 9 утра и до 17-00, а постоянно. Бобир считает, что для стартапера не существует принципа «Work-Life Balance», потому что для успеха нужны месяцы, а то и годы изнурительной работы.
Молодым предпринимателям посоветовал обязательно уточнять на встрече с инвесторами, как будут проводиться транши и вообще работать вся система выплат, а также обязательно задокументировать все условия договоренностей.

В качестве совета Бобир рекомендует также не отправлять инвесторам сразу 30 – 40 страниц текста о своем проекте, а подготовить небольшой тизер, который должен заинтересовать человека. Если это произошло, то уже после этого высылать полноценный документ.

В США инвесторы чаще всего просят у стартаперов 20 – 30% акций, а не контроль за проектом. Здесь всё зависит от общей суммы инвестиций, однако ради сохранения мотивации за основателем компании лучше всего сохранять контрольный пакет, считает Бобир.

Дильшод Музаффаров: анонс USENET 2017

Руководитель компании Ledokol Group Дильшод Музаффаров официально анонсировал конференцию USENET 2017, которая пройдет в Ташкенте 25 апреля. Мероприятие состоится в гостинице International, причем по традиции будет абсолютно бесплатным для всех желающих. Единственное условие – необходимо пройти регистрацию на официальном сайте конференции, после чего ваша заявка будет рассмотрена и принято решение о выдаче пригласительного.
Дильшод Музаффаров
В своём выступлении Дильшод отметил, что в рамках USENET 2017 ожидается выступление признанных экспертов в области рекламы и IT из Узбекистана, России и стран СНГ, среди которых Дамир Халилов, Сергей Спивак, Виктор Елисеев и многие другие. Некоторые из них уже выступали в рамках прошлогодних конференций USENET и Mobicon.

В прошлом году конкуренция на то, чтобы посетить USENET удерживалась на уровне трех человек на одно место. Предпочтение, впрочем, всегда отдается людям, которые так или иначе связаны с IT-отраслью, предпринимательством и рекламой. Это уникальная возможность пообщаться с топ-менеджерами ведущих компаний, поэтому стоит поспешить оставить заявку на участие на официальном сайте. Регистрация уже открыта.

Панельная-дискуссия

В ходе панельной дискуссии обсуждали внедрение в процесс работы Agile-подхода для разработки IT-продуктов. В беседе приняли участие руководитель Workly Искандар Ганибоев, CIO в Uzcard Ренат Ахтямов, а также основатель Lamuz Бахтиёр Хасанов.

По итогам беседы участники пришли ко мнению, что Agile-подход – это понятие, которое должна знать абсолютно каждая компания. И состоит оно из нескольких важных компонентов, но при этом отвечает на один самый главный вопрос – обозначает сроки, когда будет готов продукт.
На фото слева на право: Ренат Ахтямов, Искандар Ганибоев, Бахтиёр Хасанов
Кроме того, в ходе сессии вопросов и ответов было озвучено интересное мнение о том, что программист в процессе разработки выступает именно реализатором. Именно поэтому в плане дополнительных «фич» и функций к нему не следует прислушиваться, а ориентироваться нужно на конкретные предложения и пожелания, которые имеются у клиентов, то есть у непосредственных пользователей того или иного продукта.

Клара Орен об инновациях, патентах и особенностях работы бизнес-инкубаторов в Израиле

Главным событием встречи стало выступление госпожи Клары Орен – основателя известного израильского инкубатора стартапов L.N. Innovative Technologies. Приехав в Ташкент буквально на несколько дней, Клара рассказала о специфике работы инкубатора в Израиле, а также о критериях приема к работе в инкубаторе.

С 1993 года основанная Кларой компания L.N. Innovative Technologies удостоилась девяти национальных премий, а также помогла создать более 80 успешных компаний, некоторые из которых были в последующем проданы за сотни миллионов долларов.

В своём выступлении Клара сделала акцент на инновациях, в частности на их необходимости для человечества в первую очередь как средства зарабатывания денег. Ведь любая инновация направлена на то, чтобы помочь тому или иному предприятию получить больше прибыли.

Рассказывая о патентах, Клара отметила, что это единственный законный способ монополизировать своё изобретение на следующие 20 лет его использования. А ученым, которые создали ту или иную технологию, важно в первую очередь запатентовать идею, а только после этого рассказывать о ней миру в различных научных журналах, чтобы предостеречь самих себя от воровства.

В Израиле стартапы в области «зеленых технологий» и промышленности приветствуются государством. С первых лет создания Израиля как государства при Министерстве промышленности в стране был создан отдел, занимающийся поддержкой инноваций. Государство выразило прямую заинтересованность в создании рабочих мест, ведь цель создания любых рабочих мест – получение налогов.
Клара Орен
Технологические инкубаторы – это организации, которые поддерживают инновации на самой раннем этапе их создания и вывода на рынок. Общемировая статистика гласит, что лишь 5 – 10% из 100% стартапов оказываются успешными, остальные просто погибают. За годы существования L.N. Innovative Technologies удалось достигнуть цифры в 45 – 50% успешных стартапов.

На уровне идеи найти инвестора всегда сложно, ведь практически нет тех, кто любит вкладывать в идеи. А от инновационной идеи к успешно действующему предприятию проходят годы. Иногда это несколько лет, а порой и путь в полжизни. Поэтому пройти его самостоятельно всегда сложно. Инкубатор, будучи независимой организацией, как раз призван довести идею до привлекательной и сделать её доступной частным капиталистам. Сама технология – это лишь 30% успеха, остальные 70% зависят от грамотного продвижения на рынке, а войти в него почти всегда непросто.

Если проект принимается в L.N. Innovative Technologies, то инкубатор обеспечивает:

– Деньги на 2 года развития проекта (порядка 600 тысяч долларов);
– Продвижение проекта и помощь в управлении.

Примечательно, что 85% от общей суммы инвестиций предоставляет государство, а остальные 15% – сам инкубатор. Для государства это очень маленькие деньги, – отмечает Клара. Весь бюджет Израиля на инкубаторы составляет 45 миллионов долларов за год, но при этом страна привлекает в обмен миллиарды инвестиций.

В случае, если проект не выстреливает, государство прощает эти деньги, но перепроверяет правильность расходования всех средств. В случае успешности проекта требуют 3% в виде роялти с первого заработанного доллара. И так до тех пор, пока не вернут всю сумму. Ещё одно условие государства – чтобы технология оставалась на территории Израиля, поэтому компания должна быть также зарегистрирована в Израиле и функционировать на территории государства.

Среди критериев приема в инкубатор Клара выделила три самых главных:

– Технологическое новшество идеи;

– Величина рынка для продукта;

– Личность человека.

Есть несгибаемые люди, – признается Клара. Работать с ними невозможно, они не умеют идти на компромиссы либо не понимают, что работать над дальнейшем продвижением технологии должна целая команда, включая генерального директора. С такими людьми работать не получается, поэтому личность человека как критерий очень важна.

В заключении своего выступления Клара ответила на несколько вопросов слушателей, пожелав успеха и терпения всем тем, кто создает что-то новое.
Елена Селезнева: User Onboarding

Основатель StartupFactory.uz Елена Селезнева выступила с небольшой лекцией про User Onboarding, рассказав о том, насколько важно «знакомить» новых пользователей того или иного информационного продукта, чтобы удержать и заинтересовать его.

На примере различных сервисов Елена показала, как ведущие компании вроде Telegram, Evernote и Trello показывают новым пользователям основы использования своих продуктов, а также пытаются «активировать» и удержать их в системе. Задача Onboarding – обучить пользователя основной ценности сервиса/приложения/сайта.
Елена Селезнева
Onboarding особенно важен для стартапов, которые не сразу берут с пользователя деньги за использование продуктом, а через какое-то время. Причем подсказывать пользователю важно в ненавязчивой форме, предельно аккуратно и без лишней воды. Новые пользователи любого сервиса действительно ждут подсказок, поэтому стартаперам не нужно стесняться их делать, – отметила Елена.

Алишер Юсупов: как устроен Amazon «изнутри»

На примере всемирно известного интернет-магазина Amazon.com Алишер Юсупов рассказал об основных конкурентных преимуществах сервиса, а также о том, за что готов переплачивать американский пользователь.

В отличие от всего мира, в США люди не ищут решение проблемы в Google, они сразу заходят на Amazon и там ищут товар, который эту проблему решит. В Amazon всегда приходят только за покупками. Кроме того, сегодня компания не только продает что-то, а активно вкладывает в инновации, что позволяет ей расти, развиваться и поглощать другие стартапы.
Алишер Юсупов
В настоящее время на Amazon порядка 4 миллионов продавцов по всему миру. Большинство из низ работают в США. С каждого продавца магазин получает определенные проценты, причем ставку Amazon сделал именно на качественный клиентский сервис. Каждый покупатель на Amazon при этом знает, что любая его проблема будет решена, за что и готов переплачивать. При этом 99% товаров на Amazon покупаются в Китае, а затем перепродаются в США в рамках Amazon. И это работает. Особую ставку интернет-магазин делает на праздники, так как у американцев есть традиция дарить друг другу подарки.

Сама Amazon предлагает продавцам рекламу. Очевидно, что шансов продавать что-то, если ваш товар предлагается для покупки на четырёхсотой странице у вас просто нет. Для этого важно сделать правильное описание товара – «листинг». И на этом уже сформировалась целая индустрия – услуги людей, которые пишут эти самые «листинги» для успешного продвижения товаров на Amazon.

Что удобно – Amazon предлагает свои склады. Вы можете жить в другой стране и отправлять товары покупателям через Amazon, хотя этот бизнес вряд ли можно назвать успешным, так как мало кто будет регулярно бегать на почту и отправлять посылки. Это слишком мелко. Однако сама модель складирования, обработки, маркировки и последующей отправки получателю успешно работает.
Made on
Tilda