11/05/2017 | ЧИТАТЬ 7 МИНУТ

Почему в Узбекистане не популярен Snapchat?

Тимур Абдулин
Обозреватель
Сколько раз за последние два года вы слышали слово Snapchat и от кого? Скорее всего, много, но не от ваших ближайших знакомых, увлечённо рассказывающих о нем или предлагающих установить. Однако, Snapchat постоянно фигурирует в сводках новостей, совсем недавно провел своё первое IPO, а его основатель – 26-летний Эван Шпигель – уже сколотил состояние в 5 миллиардов долларов, став самым молодым миллиардером в мире.
Увы, но в нашей стране Snapchat не пользуется особой популярностью. И в этой статье хотелось бы попытаться понять, почему так произошло, рассказать о привлекательности сервиса для рекламодателей, а также о причинах, по которым вам следует зарегистрировать свой Snap-аккаунт.
– В 2013 году Марк Цукерберг пытался купить Snapchat за 3 миллиарда долларов;

– Сегодня Snapchat стоит 20 миллиардов долларов;

– Вторая по популярности социальная сеть в США после Facebook;

– У 60% обладателей смартфонов в США есть Snapchat;

– Самая молодая аудитория среди всех социальных сетей – 60% пользователей Snapchat от 13 до 38 лет.


В чем здесь смысл?

Snapchat – мобильное приложение для iOS и Android. Ключевой его функцией стали уничтожающиеся сообщения, которые после просмотра безвозвратно удаляются. В качестве сообщения может использоваться текст, фото или видео. Последние предварительно можно отредактировать, причем на удивление всем Snapchat позволяет снимать только в вертикальном виде. Общаться здесь можно как в формате личной переписки, так и вещать свои истории для всех друзей одновременно.

К слову, stories, с которыми ныне каждый из нас знаком по Instagram и Facebook, изначально были придуманы именно основателями Snapchat, став одной из главных фишек приложения. И именно впечатляющая популярность сервиса среди американских подростков подстегнула Цукерберга сотворить аналогичные решения в Instagram и Facebook, чтобы не терять аудиторию.

В отличие от привычного для нас понимания социальной сети, Snapchat не строится на лайках. Здесь их не было изначально, как и публичного отображения числа подписчиков. Это в первую очередь мессенджер с элементами социальной сети. И движущей его силой как раз является создаваемый вами контент, который навсегда исчезнет после того, как будет доставлен и просмотрен адресатом.

Как это стало популярным?


Когда я два года назад впервые установил Snapchat по совету подруги из Франции, то сервис вызвал у меня отвращение. Тогда про него уже писали много в прессе и пророчили великое будущее, рассказывая как юнец из Лос-Анджелеса отказал самому Цукербергу. Но, сказать по правде, для активного пользователя социальных сетей и мессенджеров интерфейс Snapchat и по сей день выглядит нелепо. Даже с появлением русского языка интерфейса и более приятного оформления со временем, это Terra incognita среди современных мобильных приложений. Неудивительно, что обнаружив после регистрации пустой список друзей и отсутствие таковых среди контактов из записной книги, приложение удаляется и забывается.
Впрочем, когда к Snapchat привыкаешь, его внешний вид уже не кажется нелепым, а само приложение перетекает на рабочий стол смартфона. И вот ты уже по привычке каждый день смотришь как Джастин Бибер летит на частном самолете или Мартин Гаррикс прыгает на своём очередном концерте со смартфоном в руках. Да, Snapchat стал невероятно популярным у знаменитостей, которые благодаря исчезающим историям смогли делиться с подписчиками чуточку более интимными и куда более незамысловатыми деталями из своей жизни.
Учитывая то, что главным элементом приложения является камера, все основные фишки построены вокруг неё. Можно сделать стандартное фото или видео либо наложить на него какой-либо эффект. Нет, это не привычные для нас фильтры – в Snapchat они работают по принципу масок. Для этого в 2015-м году был приобретен украинский стартап Looksery за 150 миллионов долларов. Приложение сканирует лицо пользователя и предлагает наложить на него какую-либо забавную маску. Учитывая то, что маски меняются практически каждый день, это одна из главных фишек, которая заставляет заходить в приложение регулярно.

Итоговым «шедевром» можно поделиться с конкретным другом лично либо опубликовать в публичную историю, которая в течение суток будет доступна для просмотра всем вашим друзьям. Срок жизни «истории» вы также выбираете сами – от 1 до 10 секунд.

Если вы уже видели фото и видео девушек с масками собачек, то это развлечение придумали в Snapchat.

На чем зарабатывают?

Несмотря на то, что сейчас Snapchat не приносит своим владельцам чистой прибыли, по прогнозам, к 2020 году начнет приносить большие деньги. Впрочем, огромную часть своих расходов сервис покрывает уже сейчас. До конца 2017 года сервис должен выручить от продажи рекламы порядка 1 миллиарда долларов. Как они это делают? Предоставляют площадку крупнейшим брендам потребительских товаров и ведущим СМИ. Учитывая то, что Facebook в США теряет популярность среди подростков, которые уходят в Snapchat, а следом за последними идут и рекламодатели.
С 2015 года в Snapchat действует платформа под названием Discover, где известные бренды могут публиковать любую рекламную информацию или объявления. Сегодня этой платформой уже пользуются такие бренды как CNN, MTV, Coca-Cola, Dialy Mail, Cosmopolitan, Buzzfeed и другие. Согласно имеющимся данным, стоимость публикации одного такого 10-секундного объявления для бренда составляет порядка 100 тысяч долларов. В прошлом году PepsiCo на пару с Amazon.com заплатили Snapchat по 1 миллиону долларов за появление их рекламы в Super Bowl (в главном по популярности американском спортивном событии).

Сегодня в приложении также доступны платные фильтры. За определенную сумму (от 300 до 700 тысяч долларов в день) бренды могут на один или несколько дней предложить пользователям сервиса фирменные фильтры, музыканты – маски с аудиосопровождением и т.д.

Мы его не понимаем?

По мере того, как Snapchat стремительно набирает популярность и превращается в корпорацию, появляется немало мнений о том, почему в нашей стране сервис не пользуется спросом. Среди моих подруг, из 10 девушек Snapchat есть только у трех. Из них лишь одна регулярно выкладывает публичные истории, вторая пару раз в месяц присылает какой-нибудь Snap. При этом все признаются, что больше всего их привлекают линзы (маски). А вот уже готовый снимок с наложенной маской они идут постить в свой Facebook или Instagram. Удивительно, правда? Среди друзей мужского пола там вовсе всего два человека, причем оба регистрировались, только ради любопытства.
Мы прошли через популярность Periscope, который потерял былую славу с появлением прямых эфиров в Instagram, успели забыть про то, что такое WhatsApp, заходя в него от силы несколько раз в месяц, но Snapchat всегда оставался в тени. Расстроенные тем, что в списке друзей нет никого, мы в лучшем случае выходим из приложения, в худшем – удаляем со смартфона.

Скорее всего, мы пока не совсем привыкли к тому, что социальная сеть может выглядеть совершенно иначе.

В привычном понимании нашего пользователя Интернета, социальная сеть – это место для размещения статусов, фотографий, видео и репостов из разных групп и пабликов.

Главная задача и суть Snapchat совершенно в другом. И даже появление русскоязычного интерфейса не сильно сказалось на том, что сервис стал популярнее. Загляните сейчас во вкладку поиска друзей по контактам и, скорее всего, обнаружите там в лучшем случае 10–15 человек.

Понимая, что сейчас отчасти функциональность Snapchat уже реализована в Instagram и Facebook, актуальность приложения и вовсе под вопросом. Очевидно, что рекламодатели не пойдут в Snapchat до тех пор, пока там не будет большого количества локальных пользователей. С другой стороны, западные и европейские бренды активно используют сервис для того, чтобы делиться более кулуарной информацией, которой не хочется засорять ленту. Это внутренние события компании, небольшие рекламные ролики, интервью, кадры с закрытых мероприятий.

Среди наших знаменитостей Snapchat есть лишь у нескольких эстрадных исполнителей. Например, им активно пользуется Муниса Ризаева, выкладывая для поклонников Live Stories.
Возможно, что Snapchat просто ждет своего шанса, который появится у него волей случая. Вспомнить, например, как это было с Telegram три года назад, когда на некоторое время стал недоступен WhatsApp. Возможно, что благодаря публичным личностям, которые начнут пользоваться приложением, поклонников у Snapchat в нашей стране станет больше, но прогнозировать такие исходы практически невозможно.

Ушел просить Мунису Ризаеву добавить меня в друзья,
Тимур Абдулин.
Made on
Tilda