БИЗНЕС

20 причин, почему умирают стартапы

Издание Forbes опубликовало инфографику о том, почему закрываются молодые проекты. Никита Семенов, генеральный директор студии по созданию сайтов SECL Group, прокомментировал каждую из 20 причин, основываясь на своей практике работы со стартапами.
1. Нет потребности на рынке (42%)

Основная проблема тут в том, что предприниматель видит мир через свою призму восприятия и уверен в своей правоте. Соответственно, он часто бежит за идеей слепо веря в нее и не оглядываясь по сторонам, то есть как бы делает проект не для конечных пользователей, а скорее для себя.

2. Кончились деньги (29%)

Вы часто видели новые проекты, в которых к старту оставались лишние деньги? Думаю, это очень большая редкость. Бюджет нужно брать с запасом.

3. Неправильная команда (23%)

Интернет-проекты — это высокоинтеллектуальные продукты, потому люди тут — главное. Я бы вообще поставил команду на первое место, потому что правильные люди могут справиться практически с любой проблемой из тех, что я опишу.

4. Конкуренция (19%)

Рынок давно уже насыщен, осталось очень немного свободных ниш. Для начала нужно посмотреть, нет ли проектов с подобной идеей: если есть, подвинуть лидера будет крайне сложно. Я часто видел, как начинали делать копии успешных продуктов. Это очень плохая идея, практически обреченная на провал. Если и делать продукт со сходной идеей, то нужен очень хороший бюджет на реализацию и маркетинг, а также нужно продумать, чем именно отличается ваш продукт и как он сможет дифференцироваться от конкурентов.

5. Ценовая политика (18%)

Эта проблема берет начало в незнании рынка и потребителей. Можно вложить миллионы долларов в полезный сервис, но ценность продукта может быть ниже, чем его стоимость, — следовательно, по такой цене его никто не будет покупать, а с более низкой ценой он не будет окупаться.

Реже бывает так, что команда не проводит исследования, по какой цене продаются конкуренты, и проект не попадает в рынок по цене — хотя методологий ценообразования в современном мире предостаточно.

6. Недружелюбный пользователю продукт (17%)

Тут известная беда, когда экономят на этапе UX и UI, начинают с дизайна или даже с программирования. Я видел целые социальные сети, которые были запрограммированы с нуля и вообще не имели дизайна. Это сотни тысяч долларов, выброшенные на ветер. За 11 лет я пока не видел успешных продуктов, которым удалось обойтись без этапа проектирования интерфейса. Конечно, «в стартапе технического задания

7. Нет бизнес-модели (17%)

Звучит странно? Тем не менее это реальность: многие стартаперы вначале не думают, как будут зарабатывать, кто и сколько им будет платить, за что именно платить. Это так называемый этап customer development. Делают стартап ради стартапа.

8. Слабый маркетинг (14%)

По-хорошему затраты на маркетинг должны превышать затраты на разработку в несколько раз. В реальности большинство стартаперов считают будущие затраты на разработку и не считают затраты на маркетинг. Они почему-то уверены, что главное — запустить проект, а если продукт классный, то его не нужно будет продавать и продвигать. История знает случаи, когда продукт продвигал себя сам, но это исключения из правил, и все они связаны с инновационными продуктами, у которых не было сильных конкурентов.

9. Игнорируется обратная связь от клиентов (14%)

Это палка о двух концах. С одной стороны, важно постоянно собирать и обрабатывать обратную связь от пользователей. С другой стороны, пользователи не всегда знают, как лучше, и даже не всегда понимают, чего в действительности хотят. Но то, что обратную связь нужно целенаправленно собирать, — это точно.

10. Продукт вышел не вовремя (13%)

Продукт может выйти или слишком рано, или слишком поздно. Я чаще видел второй вариант, когда стартаперы вылизывали свой продукт так долго, что рынок попросту менялся: появлялись конкуренты, изменялись потребности пользователей.

11. Теряется фокус (13%)

Базовая идея стартапа почти всегда меняется. Часто стартапы даже делают полный перезапуск проектов с новыми идеями. И вот когда продумываешь возможности проекта, то всегда хочется сделать какие-то второстепенные функции, которые «не помешали бы». И так уникальная идея обрастает стандартными функциями и теряется среди них.

12. Разногласия с инвесторами или сооснователями (13%)

Я видел в основном разногласия с инвесторами. От них зависит очень многое, поэтому важно привлекать smart money — инвестора, который понимает особенности стартапов и рынка, может помогать знаниями, знакомствами и другими ресурсами. Тогда объяснить ему что-то будет значительно проще.

13. Неудачный пивот (10%)

Перезапуск проекта не всегда проходит гладко и удачно. Если видно, что у первоначальной идеи есть существенные проблемы, важно перезапустить проект вовремя, пока есть ресурсы. Ну и, конечно, сделать это правильно. Я видел несколько случаев перезапуска, когда из прошлых неудач были сделаны неверные выводы, из-за чего сам перезапуск тоже происходил неверно и проекты умирали.

14. Не хватает увлеченности (9%)

Бывает, что идея стартапа перестает радовать создателя. То ли у него появляются новые возможности, то ли рынок оказался не таким интересным, как он представлял, то ли он просто перегорел. Я видел более 10 проектов, которые создатели просто бросали.

15. Плохое местоположение (9%)

Казалось бы, в интернет-проектах все можно делать удаленно. Но если мы находимся, например, в Индии, а хотим сделать проект для США, нам нужны, например:

· юридическая поддержка и местная регистрация;

· понимание менталитета и особенностей потребителей;

· счета в местных банках;

· живые представители для деловых встреч.

Именно поэтому американские инвесторы инвестируют в основном в те стартапы, чьи команды находятся в США. Более того, в 95% случаев действует «правило двух часов»: команда или как минимум основатель должна находиться не более чем в двух часах езды от офиса инвестора. По этой же причине часто проваливаются наши стартапы, рассчитанные на далекие рынки.

16. Нет интереса от инвесторов (8%)

Это чаще всего относится к инновационным идеям, которые не может понять никто, кроме автора. Инвестиции не дают под то, чего не понимают. Когда-то основатели Google ходили по Кремниевой долине и просили миллион долларов инвестиций, а им никто их не давал, потому что не понимал идею проекта. В итоге один ИТ-предприниматель согласился дать им 100 тысяч долларов на определенных условиях.

17. Юридические сложности (8%)

Часто бывают юридические ограничения, будь то зарегистрированные патенты, авторские права на контент или несознательное нарушение прав отдельных компаний и связанные с этим сложности. Я чаще всего сталкивался с нарушением авторских прав. Почему-то многие стартаперы не думают о том, что у каждого текста, картинки или даже идеи есть официальные владельцы, которые позаботились о защите своих прав.

18. Основатель не использует знакомства (8%)

Не все умеют или хотят пользоваться своими знакомствами, но хороший предприниматель должен использовать все шансы. Нужно прожужжать уши всем своим знакомым, попросить их помочь хотя бы с распространением информации и при каждом удобном случае напоминать про свой стартап.

19. Перегорание (8%)

Распространенная проблема тех, кто много работает. При запуске стартапа все горят идеей, готовы работать сутки напролет, и это нормально. Но если не соблюдать баланс, можно впасть в депрессию и забросить работу. У меня и у самого такое было — в итоге я уехал пожить в Азию и восстановить силы.

20. Отказ от пивота (7%)

Не все готовы пойти на значительное изменение своей идеи. Часто стартаперы идут до конца с неправильной идеей — в итоге у них кончаются деньги, увольняются люди, уходят партнеры, и стартап умирает. Я видел немало таких случаев: идея не работает, а основатель все равно слепо идет вперед.

Сделать успешный стартап действительно сложно, особенно в сфере интернет-бизнеса, о чем нам говорит замечательное исследование The R.I.P. Report. Но все же свои шансы можно значительно повысить, если применять простые правила и действовать с умом.

Made on
Tilda