02/04/2017 | ЧИТАТЬ 5 МИНУТ

Вторая сторона интернет-зависимости

Иллюстрация: Старинные медицинские гравюры
я умер от разрыва сердца
но внутренние голоса
несли мне чушь еще четыре
часа

Олеся Цай
Знакомое всем состояние: хотелось лечь пораньше, в 11, нет, в 12, а там интересное обсуждение с ссылками, а там ещё интереснее, оп-па, уже четыре утра, а завтра, уже сегодня, рано вставать. Это и есть она самая интернет-зависимость, хотя, на самом деле (ни в коем случае нельзя писать «на самом деле», это ужас и непрофессионализм, — говорил Б. Насимов на тренинге), никакой интернет-зависимости не существует, но об этом в следующий раз. Так вот, эта самая интернет-зависимость (которой не существует) состоит из двух составляющих: общение и веб-серфинг. Про общение мы уже говорили-писали, и ещё многое ждёт впереди, но сейчас про веб-серфинг. Стоит ещё заметить, что в дофейсбучную эпоху серфинг состоял в путешествиях по ссылкам с сайта на сайт, открывая каждый раз всё более интересные находки. Сейчас же можно скроллить свою ленту в Фейсбуке (или в Телеграме) в полной уверенности, что ничего важного мимо вас не проплывёт, и изредка выныривать на сами сайты в случае слишком интересной ссылки.

В чём же кайф от серфинга, почему он так манит, затягивает и не отпускает? Во-первых, человек, как и все животные, существо любопытное, интересуется новостями, сплетнями, научными открытиями, философией, медициной, политикой, экономикой, — всем, до чего может дотянуться и каждый на своём уровне. Во-вторых, на сайтах вас (нас) ждёт приготовленный к потреблению контент, привлекательный, с заголовками, анонсами, отредактированный авторами, рерайтерами и редакторами. В третьих, сайты красиво оформлены, с фотографиями, баннерами, приятно поданы (как яркие детские книжки). В четвёртых, анимация, мультимедиа, видеоролики, сервисы, покупки, — тоже притягивает. То есть, суммируя, человек втягивается в красиво поданный и интересный поток, побуждающий идти дальше, обновлять, ходить по ссылкам без конца.

Но, приближаясь к главному, не всё так радужно, не все сайты радуют в этом потоке. Как же отличить хороший сайт от плохого? Сюда же относится и главный вопрос нашей жизни: «как удержать посетителя», которого мы с трудом, всеми правдами и неправдами, покупкой ссылок, оптимизацией, унылыми конкурсами в соцсетях и прочими ритуальными танцами затащили-таки на сайт? Пойдем по пунктам.

Пункт первый, самый главный, называется «давай, до свидания». Многолетний опыт работы в жюри разных конкурсов-фестивалей и модерирования каталога WWW.UZ говорит, что самый страшный смертельный для сайта грех — непонятки. Когда вы открываете главную страницу и мучительно пытаетесь понять, что это, о чём это, для чего это. Вместо описания сайта какой-то бред о том, что мы опытные специалисты, молодая компания, 40 лет на рынке… Если это работа в жюри на фестивале, то сайт закрывается моментально с нулевой оценкой и чувством брезгливого облегчения. Если же нужно всё-таки разобраться, то продолжаем изучать, проклиная разработчиков за потерянное время и необходимость напрягаться. Вывод: на каждом сайте сверху большими буквами (для нас, тупых, ага, смайлик) должно быть написано: что это за сайт, какую организацию или услуги или идею он представляет, лаконично и исчерпывающе. И это первый минимум, который стоит учесть, если не хотите, чтобы с сайта моментально уходили.
Пункт второй, в развитие первого. Мы уже знаем главный закон сайтостроения, что «пользователь туп, ленив и нелюбопытен». Нельзя заставлять пользователя думать и раздражаться. Выбор языка сайта только сверху (а не так, как на очередном недавнем шедевре справа посреди экрана, искал несколько минут), и не раскрывающимся списком, а сразу явным указанием языков (сами догадайтесь почему). И каждый язык должен предлагаться на самом своём языке независимо от текущего языка, и буквами, а не флажками третьих государств. И поиск сверху и окно поиска должно быть сразу открытым, а не открываться по клику. И статьи должны иметь вразумительные заголовки, автора и дату публикации. И контакты не на отдельной странице, а на каждой, в подвале. Если услуга — то должна открываться большой зелёной кнопкой в видном месте.

Пункт третий. Сайт должен «пялиться». Это нельзя объяснить, это можно почувствовать. Лет 15 назад одна дама написала про один из сайтов: «Так красиво, что хочется лизнуть». Это конечно перебор, зато искренне. Это идеальные тексты, без ошибок, с типографикой, с отступами, заголовками, подзаголовками, ссылками и вставками-блоками, это правильное деление на зоны с простором, но без пустот, это современные шапка и подвал. Это чувство, что вам на сайте рады, что всё сделано с душой, а не по принципу работающих за еду: «ну работает же, что ещё надо?». Такой сайт получается у профессионального дизайнера, проникшегося идеей сайта, и, конечно, за хорошую оплату. Желание сэкономить на дизайнере, торопящемся отвязаться от ненавистного проекта, хорошо заметно при открытии сайта.
Пункт четвёртый. «Это сладкое слово халява». Выложите что-нибудь на сайте. Например, словарь болгарско-монгольский. И напишите крупно «Скачать бесплатно». Словарь нафиг никому не нужен, но слова «Скачать бесплатно» радуют глаз и душу и непроизвольно заставляют думать о сайте хорошо и подталкивают как-нибудь зайти снова.

Пункт пятый. Должна быть изюминка. Это высший пилотаж. Артемий Лебедев писал, что на сайте библиотеки не стоит изображать книгу, это тривиально до пошлости. Должно быть что-то такое, чтобы посетитель просёк ассоциации и получил удовольствие от того, что тут доверяют его интеллекту. Естественно, что изюминка должна быть изящной и лёгкой, не превращаться в мешок кураги и непроходимый квест. Что, естественно, вызовет обратную реакцию.

Пункт шестой. Помним вечном о вечном цейтноте, об открытых в браузере ждущих и манящих сорока вкладках, — и отвечаем на вопрос: «Почему я должен тратить на это свое время?» Должно быть что-то очень полезное, очень интересное и, желательно, нескучное. Чтобы я задержался или даже завис на сайте. Если нет, то нет.
Пункт седьмой. Скучный. Каждый сайт должен решать определённую задачу. (Она же миссия, хотя и ненавижу это вульгарное «прозападное» слово.) Вот просто для тренировки откройте любой первый попавшийся сайт, порассуждайте, какую задачу он призван решать и как, решает ли? И как решает, так ли как надо? Увлекательное занятие. Как-то присутствовал при обсуждении нового сайта, владелец с гордостью показывал навороты и всякие примочки. Когда же я его спросил, какую задачу должен решать сайт, он задумался, притих и вдруг сказал: «да, вы правы, всё надо переделать», хотя я ничего и не сказал про сайт, только спросил про его задачу. Тут же, в седьмом пункте, ещё более скучный вопрос: «как, какими средствами решается задача сайта?» Не стрельба ли из пушки по воробьям, когда для сайта СМИ используется избыточный 1С-Битрикс? Не делают ли массовую соцсеть на PHP «на коленке»? Не пишется ли с нуля интернет-магазин при обилии готовых движков со множеством настроек? Тут слово опытным разработчикам, он подскажут ближайший тупик, в который упрётся сайт при неправильном выборе платформы, движка, базы, сервера.

Пункт восьмой. «У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление». Не стоит запускать неготовый, неотлаженный во всех браузерах на всех устройствах сайт, с «невылизанным» дизайном и отлаженными сервисами. Но, естественно, «без фанатизма», лишний пиксель, требующий недельной работы, можно и оставить, мало кто его заметит.

Это всё не относится к продающим сайтам, у них свои заморочки, воронки продаж с температурой страницы и прочими digital'ами, этим занимаются другие люди, не будем отбирать у них хлеб, тем более, что я плохо отношусь к торговле в Сети.

Остановите меня кто-нибудь… Колонка не диссертация, должна иметь вменяемый объём чтобы её читали, не более двух-трёх экранов. Прогуляйтесь по сайтам после чтения этого текста и увидите мир новыми глазами.
Made on
Tilda